Страницы меню навигации

Учреждение образования "БИП-Университет права и социльно-информационных технологий"

Рубрики меню навигации

О рейтинговой системе оценки знаний студентов

О рейтинговой системе оценки знаний студентов

ПОЛОЖЕНИЕ

о рейтинговой системе оценки знаний студентов

в частном учреждении образования

«БИП-Институт правоведения»

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработано на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Правил проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования, утвержденных Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2012 № 53, Методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов (курсантов, слушателей), утвержденных Министром образования Республики Беларусь 18 ноября 2019 г.

2. Настоящее Положение регламентирует порядок применения в частном учреждении образования «БИП-Институт правоведения» (далее – БИП) рейтинговой системы оценки знаний студентов по учебным дисциплинам.

Рейтинговая система оценки знаний студентов по учебной дисциплине (далее – рейтинговая система) представляет собой комплекс организационных, учебных и контрольных мероприятий, базирующийся на учебно-методическом обеспечении всех видов деятельности по данному предмету и нацелена на эффективную организацию текущей аттестации.

Рейтинговая система включает непрерывный мониторинг учебной деятельности студентов в течение семестра, что позволяет при проведении текущей аттестации объективно оценить уровень приобретенных ими компетенций.

3. В настоящем Положении используются следующие термины:

Текущий контроль – совокупность мероприятий для регулярной и систематической проверки знаний студентов в течении семестра, в том числе с использованием электронных средств обучения.

Промежуточная аттестация – оценка результатов освоения студентами учебной дисциплины на протяжении семестра.

Текущая аттестация студентов – организация оценки результатов освоения обучающимися содержания учебной дисциплины (модуля) в форме, предусмотренном учебным планом БИП (зачет, дифференцированный зачет, экзамен).

4. Основными целями введения рейтинговой системы являются:

стимулирование повседневной систематической работы студентов;

снижение роли случайных факторов при сдаче экзаменов и (или) зачетов, усиление влияния результатов работы студентов в течение семестра на отметки, выставляемые им при прохождении текущей аттестации;

создание условий для реализации единого подхода преподавателей к организации самостоятельной работы студентов;

равномерное распределение учебной нагрузки студентов и преподавателей в течение семестра;

обеспечение надлежащего текущего контроля знаний студентов в течение семестра.

5. Рейтинговая система вводится для студентов дневной формы получения образования (I и II ступени).

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

6. В рамках рейтинговой системы успеваемость обучающихся по учебной дисциплине оценивается в ходе текущего контроля и текущей аттестации.

Текущий контроль знаний предназначен для регулярной и систематической проверки знаний студентов во время занятий и по итогам самостоятельной работы студентов.

7. Текущий контроль знаний студентов осуществляется в течение семестра и зависит от объема изучаемой учебной дисциплины.

8. При организации текущего контроля знаний студентов могут быть использованы формы и средства, указанные в разделе «Общие требования к формам и средствам диагностики компетенций» образовательного стандарта высшего образования по соответствующей специальности.

Формами текущего контроля могут быть письменные контрольные работы, тесты, рефераты, эссе, коллоквиум, устный опрос, собеседование, доклад на семинарском занятии, оценивание на основе деловой игры, тесты действия, письменный отчет по аудиторным, внеаудиторным практическим упражнениям и заданиям, письменный отчет по лабораторной работе и другие.

9. Вид, форма проведения и количество этапов текущего контроля знаний обучающихся устанавливается кафедрой, ответственной за преподавание данной учебной дисциплины, фиксируется в учебной программе и доводится до сведения обучающихся на первом занятии по данной дисциплине. В учебной программе по учебной дисциплине указываются:

— в учебно-методической карте учебной дисциплины — формы текущего контроля знаний;

— в информационно-методической части — порядок проведения текущего контроля знаний, используемые инструменты и технологии, критерии оценивания отдельных форм текущего контроля знаний и общей оценки по текущему контролю, методика формирования итоговой оценки текущей аттестации, используемая система оценивания.

10. По некоторым этапам текущего контроля возможно выставление интегральных оценок по видам деятельности студента (оценка работы на практических/семинарских занятиях формируется из устных опросов и тестов по отдельным темам).

11. При разработке мероприятий текущего контроля знаний студентов и методов их оценки учитываются особенности дисциплины и учебно-педагогические принципы ее преподавания.

12. График промежуточной аттестации по изучаемым в течение семестра учебным дисциплинам, согласованный с заведующими кафедрами, утверждается деканом факультета (директором филиала) и размещается на стенде(ах) факультета/филиала (кафедр) в начале семестра.

13. Студент допускается к последующим контрольным мероприятиям независимо от результатов предыдущих.

14. Обучающемуся, пропустившему мероприятие текущего контроля знаний студентов по учебной дисциплине по уважительной причине, подтвержденной документально, преподаватель устанавливает дополнительный срок прохождения соответствующего мероприятия текущего контроля.

В исключительных случаях (длительная болезнь, направление обучающегося за границу и др.) заведующий кафедрой, ответственной за преподавание учебной дисциплины, может освободить обучающегося по его заявлению от прохождения мероприятий текущего контроля знаний студентов по данной учебной дисциплине или изменить методику формирования итоговой отметки по учебной дисциплине.

15. Студенты, пропустившие мероприятия текущего контроля по неуважительной причине или получившие по ним неудовлетворительные отметки (ниже 4 баллов), могут проходить их повторно, но не более одного раза для каждого мероприятия.

Сроки повторного прохождения мероприятий текущего контроля знаний студентов по учебной дисциплине определяет преподаватель, проводивший контрольное мероприятие.

16. В ходе текущего контроля знаний студентов, как правило, применяется десятибалльная система оценивания. Преподаватель может применять иную систему оценивания с отражением методики формирования

отметки по результатам текущего контроля знаний студентов в учебной программе учебной дисциплины.

В случае применения не десятибалльной системы оценивания форм (мероприятий) текущего контроля знаний студентов отметки по его результатам при внесении в зачетно-экзаменационную ведомость должны быть переведены в десятибалльную систему оценивания.

17. Отметка текущей успеваемости представляет собой, как правило, среднеарифметическую величину отметок по всем формам (мероприятиям, этапам) текущего контроля знаний по учебной дисциплине. Отметка может рассчитываться и с помощью взвешенной суммы отметок за все формы текущего контроля знаний обучающегося. Сумма весов должна быть равна 1.

18. Преподаватель объявляет обучающимся отметки текущей успеваемости не позднее даты проведения консультации перед экзаменом. Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, регулярно используемые в процессе обучения.

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК РАСЧЕТА ИТОГОВОЙ ОТМЕТКИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

19. Итоговая отметка по учебной дисциплине предусматривает использование весовых коэффициентов для текущего контроля знаний и текущей аттестации студентов. При расчете итоговой отметки используются правила математического округления.

Вклад текущего контроля в итоговую отметку по учебной дисциплине может достигать 70%.

20. Весовые коэффициенты, определяющие вклад текущего контроля и текущей аттестации в итоговую отметку по учебной дисциплине, ежегодно утверждаются кафедрой, ответственной за преподавание данной дисциплины.

21. Обучающийся допускается к текущей аттестации по учебной дисциплине при условии получения положительной (4 и выше) отметки текущей успеваемости по дисциплине.

В случае получения неудовлетворительной (ниже 4 баллов) отметки текущей успеваемости студент не допускается к текущей аттестации. В экзаменационной (зачетной) ведомости делается отметка «не допущен кафедрой».

Решение о недопуске студента к текущей аттестации фиксируется в протоколе заседания кафедры, выписка из протокола передается в деканат.

В случае недопуска обучающегося к текущей аттестации по учебной дисциплине по решению кафедры, декан факультета (директор филиала) выставляет в экзаменационной (зачетной) ведомости отметку 1 (один) балл и подтверждает своей подписью. Студент считается имеющим академическую задолженность по учебной дисциплине.

22. Студенты, имеющие академическую задолженность по учебной дисциплине вследствие недопуска кафедрой, допускаются к сдаче экзамена и (или) дифференцированного зачета в случае положительной (4 балла и выше) отметки текущей успеваемости по результатам повторного прохождения контрольных мероприятий.

23. Допускается определение результатов текущей аттестации по дисциплине на основании результатов текущего контроля знаний без проведения дополнительного опроса на экзамене (зачете). Это решение находится в компетенции преподавателя (преподавателей), который(ые) проводит(ят) учебные занятия по данной дисциплине. При этом явка обучающегося на экзамен (зачет) является обязательной.

24. Оценка текущего контроля выставляется преподавателем непосредственно в экзаменационную ведомость (Приложения 1).

Заполнение экзаменационной (зачетной) ведомости (внесение отметки текущей успеваемости и выставление отметки по итогам экзамена или дифференцированного зачета), а также расчет итоговой отметки производит преподаватель, принимающий экзамен (дифференцированный зачет) по дисциплине.

Пример расчета итоговой отметки приведен в Приложении 2.

25. Если по результатам текущей аттестации обучающийся получает неудовлетворительную отметку, итоговая отметка также является неудовлетворительной независимо от отметки текущей успеваемости.

26. В зачетную книжку выставляется итоговая отметка при условии успешной (не ниже 4 баллов) сдачи экзамена (дифференцированного зачета).

Если дисциплина заканчивается зачетом, то в зачетную ведомость записывается «зачтено» или «не зачтено», а в зачетную книжку — «зачтено».

27. Если на экзамене студент получает неудовлетворительную оценку, итоговая оценка является также неудовлетворительной, независимо от оценки текущего контроля.

28. В зачетку выставляется итоговая оценка при условии успешной сдачи экзамена.

29. Методики расчета накопленной и итоговой оценок, число элементов оценки, веса элементов оценки, способы округления взвешенной суммы, регламент проведения контроля знаний в обязательном порядке определяются в программе учебной дисциплины.

30. Результаты использования рейтинговой системы регулярно рассматриваются на заседаниях кафедр и учебно-методической комиссии факультета.

о рейтинговой системе оценки знаний